Пост от специалиста «Как рассказать ребёнку о событиях ВОВ»

06 мая 2025 г.
Пост от специалиста «Как рассказать ребёнку о событиях ВОВ».
Пост от специалиста «Как рассказать ребёнку о событиях ВОВ».

«Что такое война?» — рано или поздно ребенок задаст родителям такой вопрос, и важно, чтобы они были к нему готовы. Как не напугать совсем еще малыша и поговорить с подростком, который на все имеет свое мнение? Стоит ли вдаваться в подробности или лучше описать события образно? Нужно ли настаивать на своей точке зрения?


Зачем вообще об этом говорить

Война, как и другие непростые темы, часто вызывает у родителей тревогу и беспокойство. Нужно понимать, что Великая Отечественная война — часть истории России. Как и любое важное историческое событие, она имеет определенные следствия и отражается на дальнейших событиях. Как писал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Поэтому разговоры об этом, конечно, нужны.


Главное — не напугать

Обсуждать Великую Отечественную войну и отвечать на вопросы детей стоит с учетом двух важных моментов: возрастных особенностей ребенка и эмоционального состояния родителей.


Родители, испытывающие чувство тревоги или страха, транслируют это и своим детям. Некоторые страхи родители «внушают» ребенку, даже не осознавая этого. Это может происходить либо при рассказах, которые окрашены негативными эмоциями («Это очень опасно!»), либо через демонстрацию своего поведения, как бы указывая, что происходит нечто опасное.

В сознании ребенка сам факт того, что родитель чего-то боится, является сигналом о том, что вокруг происходит что-то страшное.

Поэтому, обсуждая тему Великой Отечественной войны, стоит сохранять спокойствие, а если она вызывает тревогу, то разговор лучше отложить и подготовиться к нему.

Не стоит чересчур глубоко погружаться в разговор, тратить на него все свободное время. Даже взрослому человеку будет сложно долго рассуждать на тяжелую тему, а у ребенка гораздо быстрее возникнут напряжение и страх.


С малышами старайтесь говорить образно


Дети дошкольного возраста в силу возраста пока еще не способны к абстрагированию, поэтому получаемую информацию они оценивают в первую очередь эмоционально, а не рационально. Вместе с этим развитое воображение может поспособствовать тому, что недостающую информацию или какие-то подробности они могут «дофантазировать», что приведет к росту напряжения и страха.

С детьми дошкольного возраста нужно использовать простые, понятные им слова и выражения. Здесь родителям могут помочь стихи и рассказы о войне для самых маленьких. Можно почитать их вместе или почерпнуть оттуда некоторые фразы и выражения, которые в дальнейшем родители смогут использовать в беседе с детьми.


С детьми старшего дошкольного возраста можно посетить музеи и памятники войны. При этом лучше не нагружать ребенка большим объемом информации, не говорить одновременно обо всем: об оружии, героизме людей, условиях жизни и пр. Более удачным решением для родителей будет тематический разговор. Так, если вы с ребенком оказались возле мемориала, можно обсудить патриотизм и героизм людей. После посещения музея можно поговорить о военной технике.


Родителям стоит помнить, что знакомство ребенка с данной темой входит также и в задачи детского сада. С этой целью в саду реализуются специальные мероприятия, тематические и творческие занятия и т. д. Именно на эти тематические занятия стоит ориентироваться родителю: они проводятся в соответствии с возрастом детей и освещают тему с учетом их психологических особенностей.


Перед началом разговора определите, что именно ребенок уже знает о Великой Отечественной войне. Где он сталкивался с упоминанием о ней, что обсуждали в детском саду. Основываясь на этом, можно строить дальнейший разговор.


Беседуя о войне с дошкольником, лучше не конкретизировать, не фокусироваться на отдельных событиях, а обсуждать ее в общем. Так, можно сделать акцент на профессиях: летчики, моряки, врачи, медсестры и др.


Очень важно завершение разговора. Оно должно подводить итог, быть позитивным, успокаивать ребенка, снимать страх и возможные фантазии на тему: «А что если сейчас…» Важно подчеркнуть, что война закончилась, многих людей удалось спасти. Можно объяснить ребенку, что после Второй мировой войны люди работают над тем, чтобы больше не допустить масштабных конфликтов, были созданы международные организации, которые помогают разрешать спорные вопросы миром.


На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie